Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБПОУ «Котовский промышленно-экономический техникум»)

СОГЛАСОВАНО
Педагогический совет
протокол № ___ от «___»________2019г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора________З.Ф. Дьякова
«___»___________2019г.

.

ПОЛОЖЕНИЕ
об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в ГБПОУ «Котовский промышленно-экономический
техникум»
Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативных
документов:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273 - ФЗ.
2. Федеральный Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в РФ».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. №464 (ред. от
15.12.2014) «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования».
4. Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации».
5. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 г. №36 «Об утверждении порядка
приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования».
6. Письмо Минобрнауки России «О создании условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов» от
18.04.2008 г. № АФ-150/06
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 августа 2013 г. №968
«Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования».
8. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013
№ ИР-535/07 «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей».
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об
утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального
образования».
10. Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение
по которым поступающие проходят обязательные предварительные

медицинские осмотры(обследования)в порядке, установленном при
заключении трудового договора или служебного контракта по
соответствующей должности или
специальности, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 14.08.2013 г.№697.
11. Приказ министерства России от 16.08.2013 № 968 (ред.от31.01.2014) «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2013 № 30306)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия получения и направления
работы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) в ГБПОУ «Котовский
промышленно-экономический техникум».
1.2. Обеспечение реализации права граждан с ОВЗ на образование
рассматривается как одна из важнейших задач политики в области
образования в техникуме.
1.3. Федеральный Закон об образовании дает спектр базовых определений, в
частности даны определения обучающийся с ОВЗ, инклюзивное образование,
адаптированная образовательная программа:
1) обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтверждѐнные психологомедико-педагогической
комиссией
и
препятствующие
получению
образования без создания специальных условий;
2) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учѐтом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
3) адаптированная образовательная программа - образовательная
программа, адаптированная для обучения обучающихся с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушения развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Инклюзивное образование подразумевает такую организацию процесса
обучения, когда все обучающиеся независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучения в
образовательных учреждениях, которые оказывают им необходимую
специальную поддержку с учетом их возможностей и особых
образовательных потребностей.
2. Особенности приѐма в техникум обучающихся с ОВЗ
2.1. Приѐм в техникум осуществляется в соответствии с Правилами приѐма в
ИТЭП (далее - Правила приѐма), утверждѐнными директором техникума и на
основании заключения медицинской экспертной комиссии.
2.2. Правила приѐма размещены на сайте техникума.
2.3. На обучение в техникум принимаются обучающиеся с ОВЗ, инвалиды I и
II групп, которым, согласно заключения федерального учреждения медико

социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и
индивидуальной
программой
реабилитации
инвалидов,
кому не
противопоказано обучение в техникуме.
2.4.Заключение должно содержать:
-медицинские показания для возможности осуществления образования по
основной профессиональной образовательной программе;
-рекомендуемую учебную нагрузку на обучающегося (количество дней в
неделе, часов в день);
-оборудование технических условий (при необходимости);
-сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во
время учебного процесса (при необходимости);
-возможность получения дополнительного образования;
-организацию психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).
2.5.Обучающиеся с ОВЗ при поступлении подают стандартный набор
документов: заявление с обязательным указанием цели инклюзивного
образования, часов учебной нагрузки, дополнительного образования,
психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями
Медицинской комиссии, а также представляют индивидуальную программу
реабилитации,
в
которой
отражается
комплекс
оптимальных
реабилитационных мероприятий.
2.6. Поступающие вправе направлять заявление о приѐме, а также
необходимые документы через операторов почтовой связи общего
пользования (далее - по почте), а также в электронной форме. При
направлении документов по почте поступающий к заявлению о приѐме
прилагает:
-копии документов, удостоверяющих его личность;
-копию документа установленного образца об образовании и (или)
квалификации.
3. Особенности организации образовательной
деятельности для инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
3.1. Содержание среднего профессионального образования и условия
организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.2. Техникум создаѐт (при необходимости) специальные условия для
получения образования обучающимися с ОВЗ.
3.3. Под
специальными
условиями
для
получения
образования
обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ.
3.4. Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться
через следующие модели:

1) полная инклюзия - инвалиды и обучающиеся с ОВЗ посещают техникум
наряду со всеми здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным
учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом
соответствующей учебной группы, а также могут посещать внеурочные
мероприятия;
2) частичная инклюзия - инвалиды и обучающиеся с ОВЗ совмещают
индивидуальное обучение на дому с посещением техникума и обучаются по
индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы, которых
рекомендует Медицинская комиссия по включению детей-инвалидов в
инклюзивное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети-инвалиды могут посещать внеклассные
мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Медицинской
комиссии;
3) внеурочная инклюзия - дети-инвалиды (инвалиды) обучаются только на
дому и посещают внеклассные мероприятия и др. в техникуме по
рекомендациям Медицинской комиссии и по согласованию с родителями
(законными представителями);
4) посредством создания группы интегрированного обучения для
обучающихся с ОВЗ
в техникуме, если таких обучающихся не менее 7 человек. Руководитель
группы интегрированного обучения должен иметь:
-список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным
программам для зачисления в группу интегрированного обучения;
-копии протоколов психолого-медико-педагогической комиссии;
-заявления родителей (законных представителей).
3.5.Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в
условиях
интегрированного
обучения
предусматривает
обучение
обязательное осуществление следующих мероприятий:
-осуществление мониторинга уровня успеваемости обучающегося; преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения;
-обеспечение
положительных
межличностных
отношений
между
участниками образовательного процесса;
-информирование родителей (законных представителей) относительно
особенностей организации и задач образования и развития обучающегося.
Осуществление этих мероприятий возлагается на руководителя группы
интегрированного обучения.
3.6. Для обучающихся с ОВЗ, при необходимости, могут быть созданы
адаптированные программы обучения.
3.7. При получении образования обучающимся с ОВЗ создаются специальные
условия, без которых невозможно обучение.
3.8. Педагогические работники техникума обязаны осуществлять обучение по
образовательным программам среднего профессионального образования
обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

3.9. Для сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, в
техникуме заместитель директора по учебно-методической работе,
заведующие отделениями, классные руководители, мастер учебных групп,
осуществляющие мероприятия по социальной и психологической адаптации
данной категории обучающихся.
3.10. В целях доступности получения среднего профессионального
образования обучающимся с ОВЗ приказом директора техникума
назначаются лица, ответственные за проведение следующих мероприятий для
создания универсальной безбарьерной среды:
1) для обучающихся с ОВЗ по зрению: (при необходимости)
-размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или
слабовидящими, местах и в адаптированной форме ( с учетом их особых
потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных
занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее
7,5 см) рельефно - контрастным шрифтом (на белом или
желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
-присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую
помощь;
-обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов
(крупный шрифт или аудиофайлы);
-обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию техникума, располагающего местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с ОВЗ по слуху:
-дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных
занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции
субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с
учетом размеров помещения);
-обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения
информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,
обеспечить доступ в учебные помещения первого этажа, столовые, туалетные
и другие помещения техникума, по технической возможности эксплуатации
здания.
3.11. Рекомендуется обеспечивать участие всех обучающихся с ОВЗ
независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятиях.
4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для
выпускников из числа обучающихся с ОВЗ.
4.1. Для выпускников из числа обучающихся с ОВЗ государственная итоговая
аттестация проводится техникумом с учѐтом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников
данной категории.

4.2. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается
соблюдение следующих требований:
- проведение государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ в
одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограничений
здоровья, если это не создаѐт трудностей для выпускников при прохождении
государственной итоговой аттестации;
-присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ОВЗ
необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных
особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить
задание, общаться с членами комиссии и т.д.);
-пользоваться необходимыми выпускникам техническими средствами во
время прохождения государственной итоговой аттестации с учѐтом их
индивидуальных особенностей;
-обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в
аудитории, туалетные и другие помещения.
4.3. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается
соблюдение дополнительных требований в зависимости от категории
выпускников с ОВЗ. В этом случае выпускники или родители (законные
представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца
до начала государственной итоговой аттестации,
подают письменное заявление о необходимости создания для них
специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
4.4. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации
обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от
категорий выпускников с ОВЗ:
1) для слепых:
-задания для выполнения, а также инструкции о порядке государственной
итоговой аттестации зачитываются ассистентом;
-письменные задания надиктовываются ассистенту.
2) для слабовидящих:
-выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется
увеличивающее устройство;
-задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения
государственной итоговой аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
3) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного
пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая
аппаратура индивидуального пользования;
-по их желанию государственная итоговая аттестация может проводиться в
письменной форме;
4) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжѐлыми
нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием
верхних конечностей):
-письменные задания надиктовываются ассистенту;

-по их желанию государственная итоговая аттестация может проводиться в
устной форме.
5. Социализация инвалидов и обучающихся с ОВЗ
5.1.В техникуме осуществляют мероприятия по социальной и
психологической адаптации инвалидов и обучающихся с ОВЗ .


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».