КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОТОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (ГБПОУ «Котовский промышленно-экономический техникум») УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО Научно-методический совет методист__________А.И Давид протокол №___от «___»____2019г. И.о. директора________З.Ф. Дьякова «______»______________2019г. ПОЛОЖЕНИЕ по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Котовский промышленно-экономический техникум» Настоящее Положение по разработке и реализации адаптированных образовательных программ в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Котовский промышленно-экономический техникум» разработано на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291, Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности, Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмоДепартамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281), Методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 20 апреля 2015 г. №06-830вн. (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 06-443 « О направлении методических рекомендаций»). 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Котовский промышленноэкономический техникум» (далее - техникум) в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования в техникуме ориентированы на решение следующих задач: - создание в техникуме условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации; - повышение уровня доступности среднего профессионального образования в техникуме для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - повышение качества в техникуме среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - возможность формирования индивидуальной образовательной траектории в техникуме для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья; - формирование в техникуме толерантной социокультурной среды. 1.2 Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования содержит комплекс учебно-методической документации, включая учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по профессии/специальности среднего профессионального образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные условия образовательной деятельности. 1.3 Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - адаптированная образовательная программа) должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. 2. Используемые термины, определения, сокращения 2.1 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 2.2 Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 2.3 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 2.4 Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена, адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 2.5 Адаптационная дисциплина - это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.6 Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида разработанный на основе решения Государственной службы медикосоциальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. 2.7 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 2.8 Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 2.9 СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена. 3. Порядок разработки адаптированной образовательной программы 3.1 Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается техникумом самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по профессии/специальности, требований профессионального стандарта в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. 3.2 Адаптированная образовательная программа разрабатывается в как в отношении учебной группы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и индивидуально для конкретного обучающегося. 3.3 Адаптированная образовательная программа разрабатывается в техникуме в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.). 3.4 Для разработки адаптированной образовательной программы в техникуме привлекаются психолог, социальный педагог, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения. Адаптация образовательных программ СПО в техникуме осуществляется с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психологомедико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Особое внимание при проектировании содержания адаптированной образовательной программы в техникуме уделяется описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья будут осваивать содержание образования. Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе в техникум осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Также возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в процессе обучения. Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется в техникуме как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Численность обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Реализация адаптированной образовательной программы в техникуме осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. Адаптированные образовательные программы должны быть размещены на сайте техникума в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). 3. Структура адаптированной образовательной программы 3.1 Адаптированная образовательная программа - ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов: - общепрофессионального; - адаптационного; - профессионального; и разделов: - физическая культура; - учебная практика; - производственная практика; - промежуточная аттестация; - государственная итоговая аттестация. 3.2 Адаптированная образовательная программа - ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов: - общего гуманитарного и социально-экономического; - математического и общего естественнонаучного; - адаптационного; - профессионального; и разделов: - учебная практика; - производственная практика (по профилю специальности); - производственная практика (преддипломная); - промежуточная аттестация; - государственная итоговая аттестация. 3.3 Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин. Перечень дисциплин адаптационного учебного цикла определяется техникумом самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся. При этом все учебные циклы (кроме адаптационного) и разделы реализуются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в объемах, установленных в соответствующем ФГОС СПО по профессии/специальности. 3.4 Адаптированная образовательная программа - ППКРС представляется следующими разделами: 1. Общие положения. 1.1. Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы. 1.2. Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы. 1.3. Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы. 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности. 2.2. Виды деятельности и компетенции. 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса. 3.1. Учебный план. 3.2. Календарный учебный график. 3.3. Рабочие программы дисциплин общепрофессионального учебного цикла. 3.4. Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла. 3.5. Рабочие программы профессионального учебного цикла. 3.6. Рабочая программа раздела "Физическая культура". 3.7. Программы учебной и производственных практик. 3.8. Программа государственной итоговой аттестации. 4. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы. 4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся. 4.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями. 5.1. Кадровое обеспечение. 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 5.3. Материально-техническое обеспечение. 5.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.5. Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.4. Адаптированная образовательная программа - ППССЗ представляется следующими разделами: 1. Общие положения. 1.1. Нормативные правовые основы разработки адаптированной образовательной программы. 1.2. Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы. 1.3. Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы. 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности. 2.2. Виды деятельности и компетенции. 3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса. 3.1. Учебный план. 3.2. Календарный учебный график. 3.3. Рабочие программы учебных дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла. 3.4. Рабочие программы учебных дисциплин математического и общего естественно-научного цикла. 3.5. Рабочие программы дисциплин адаптационного учебного цикла. 3.6. Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла. 3.7. Программы учебной и производственных практик. 3.8. Программа государственной итоговой аттестации. 4. Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы. 4.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся. 4.2. Организация государственной итоговой аттестации выпускниковинвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.1. Кадровое обеспечение. 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 5.3. Материально-техническое обеспечение. 5.4. Требования к организации практики обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.5. Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Техникум вправе самостоятельно сформировать перечень разделов или дополнить данный перечень другими разделами. 4. Реализация адаптированной программы среднего профессионального образования 4.1 Образование обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по усмотрению администрации техникума может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. 4.2 Возможны следующие варианты реализации адаптированных образовательных программ в техникуме: - обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья учится в инклюзивной группе, изучая тот же самый набор дисциплин и в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся. В этом случае адаптированная образовательная программа направлена на создание специальных условий для реализации его особых образовательных потребностей; - обучающиеся инвалиды или обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся в отдельной группе в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся, или увеличенные сроки обучения. В этом случае в адаптированную образовательную программу вводятся адаптационные дисциплины, а также обеспечиваются специальные условия для реализации их особых образовательных потребностей; - обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья обучается по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. В этом случае возможно освоение им образовательной программы в увеличенные сроки обучения и введение в адаптированную образовательную программу адаптационных дисциплин, предусматриваются специальные условия для реализации его особых образовательных потребностей. 4.3 Вариант реализации адаптированной образовательной программы для конкретного обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья определяется техникумом в соответствии с рекомендациями, данными по результатам медикосоциальной экспертизы или психолого- медико-педагогической комиссии, а также специальными условиями, созданными в техникуме. 4.4 Реализация адаптированной образовательной программы в обязательном порядке должна предусматривать создание в техникуме специальных условий, которые включают в себя как общие условия для всех обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так и специфические условия для конкретных категорий лиц с различными нарушениями здоровья и обеспечивать реализацию их особых образовательных потребностей. 4.5 Педагогические работники техникума, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывать их при организации образовательного процесса, должны владеть педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. В техникуме необходимо предусмотреть для них обязательное прохождение профессиональной переподготовки или повышение квалификации в области технологий инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии. 4.6 Для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания модулей, для дополнительных индивидуальных консультаций и занятий с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо в техникуме привлекать тьюторов - преподавателей, владеющих предметом и являющихся ассистентом преподавателя по изучаемому курсу (или обучающихся старших курсов, хорошо знающих предмет). 4.7 В техникуме необходимо уделять внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе таких консультаций снимается много вопросов, связанных с индивидуальным темпом освоения учебного материала этой категории обучающихся. При наличии в учебных группах обучающихся инвалидов или обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо отводить больше времени на индивидуальную работу с этими обучающимися, так как у них есть четко обозначенный запрос на индивидуальную работу, которую можно было бы назвать воспитательно- психологической. Такой запрос является формой поиска эмоциональной социальной поддержки, тогда как запрос на консультации по предмету - формой поиска инструментальной социальной поддержки). 4.8 Адаптированная образовательная программа в техникуме обеспечивается учебно-методической документацией и учебнометодическими комплексами по всем дисциплинам. Содержание каждой из дисциплин (курсов, модулей) размещены в сети Интернет на сайте техникума. При проведении учебных занятий в техникуме используются мультимедийные комплексы, электронные учебники и учебные пособия, адаптированные к ограничениям здоровья обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в техникуме каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде с использованием специальных технических и программных средств, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин, модулей, практик. Техникум обеспечивает необходимым комплектом программного обеспечения, адаптированного при необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В случае лицензирования программного обеспечения техникум должен иметь количество лицензий, необходимых для обеспечения аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.9 Так как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний, техникум обеспечивает их печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями зрения: - в печатной форме увеличенным шрифтом; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла; - в печатной форме на языке Брайля; для лиц с нарушениями слуха: - в печатной форме; - в форме электронного документа; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - в печатной форме; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла; для лиц с нервно-психическими нарушениями (расстройства аутистического спектра, нарушения психического развития) рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы. Данный перечень может быть дополнен и конкретизирован. 4.10 Создание безбарьерной среды в техникуме включает обеспечение доступности прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений, системы сигнализации и оповещения для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Учебная аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, оборудуется радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Обучение лиц с нарушениями слуха используются мультимедийные средства и другие технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах. Для слабовидящих обучающихся в учебных аудиториях используется возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. Обучение лиц с нарушениями зрения используется с применением брайлевской компьютерной техники, электронных луп, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебных аудиториях имеются передвижные, регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов. 4.11 При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимися инвалидами техникум учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности (Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов). Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для практики обучающихся инвалидов осуществляется индивидуально для конкретного инвалида, а также для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности (Специальные рабочие места для прохождения практики инвалидами оснащаются с учетом их нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения). 4.12 Такт как инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, поступая на учебу в техникум и имея при этом свой специфический индивидуальный опыт, отличный от других сверстников, зачастую во многом дезадаптированы, что является препятствием для успешного и полноценного освоения ими необходимых компетенций наравне с другими обучающимися, техникум, давая профессиональное образование, обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации (Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция). 4.13 Важным фактором социальной адаптации в техникуме является индивидуальная поддержка обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая носит название "сопровождение". Сопровождение в техникуме привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение в техникуме носит непрерывный и комплексный характер: - организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения; - психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций; - профилактически-оздоровительное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, гармонизацию их психического состояния, профилактику обострений основного заболевания, а также на нормализацию фонового состояния, включая нормализацию иммунного статуса, что непосредственно снижает риск обострения основного заболевания; - социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. (Это содействие в решении бытовых проблем, транспортных вопросов, социальные выплаты, выделение материальной помощи, вопросы стипендиального обеспечения, назначение именных и целевых стипендий различного уровня, организация досуга, летнего отдыха обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и вовлечение их в студенческое самоуправление, организация волонтерского движения и т.д). 4.14 Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в техникуме внедряется такая форму сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и влияет на развитие общекультурного уровня у остальных обучающихся, формирует гражданскую, правовую и профессиональную позицию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. 4.15 Целесообразным является в техникуме систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях создания толерантной среды. Так же, как и учебная деятельность, внеучебная деятельность в техникуме представляет собой отличную базу для адаптации. Культурно- досуговые мероприятия, спорт, студенческое самоуправление, совместный досуг раскрывают и развивают разнообразные способности и таланты обучающихся. Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника в техникуме является привлечение обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности обучающихся, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышения уровня профессионального мастерства, формирования портфолио, необходимого для трудоустройства.